Оценка профессиональных рисков для специалистов, выполняющих трудовые обязанности, стала обязательной процедурой. Затрагивает данный процесс в первую очередь владельцев предприятий, директоров, основные руководящие кадры. Считается, что данный аспект не обязателен, однако практика показывает, что системный и внимательный подход к данному вопросу способен в корне изменить условия труда.
Что такое ОПР
ОПР — оценка профессиональных рисков, которые неизбежно возникают на любом рабочем месте. Дело касается не только определенных профессий, где задачи являются действительно сложными. Критерии вычисляются даже для столь мирных служащих, как офисные работники или продавцы, ведь нельзя полностью исключать вероятность получения травм, несчастные случаи и другие подобные неожиданности.
Оценивать и документировать полученные данные — задача для руководства компании. Именно это звено должно контролировать и снижать показатели, а также информировать работников при приеме на должность об опасностях и их последствиях. То же касается подрядчиков, которые нанимаются на временные или сезонные работы.
Для понимания объема проделываемой работы по оценке ОПР необходимо ознакомиться с требованиями Государственной инспекции труда, а также с типовым приложением по оценке охраны труда. Однако владелец предприятия может дополнять имеющийся список или убирать за ненадобностью пункты. Стоит отметить, что чем более полный список возможных опасностей учтен, тем качественнее считается проведенная работа по оценке профессиональных рисков.
Важный критерий или очередная проблема
Охрана труда, к которой относится ОПР, считается достаточно сложной и специфичной областью. Проблем здесь несколько. Во-первых, отсутствие полноценных и разработанных грамотно документов. Большинство руководств написаны с использованием профессиональной терминологии, которую достаточно сложно понимать. К тому же в них не в полной мере отражены все необходимые параметры. Поэтому как при привлечении профессионалов, так и при самостоятельной работе в данном направлении возникают вопросы, найти ответы на которые фактически невозможно.
Второй сложностью является грамотное составление необходимых документов. При оформлении потребуется помощь профессионалов, имеющих достаточный опыт в подобных вопросах.
Несмотря на все возникающие проблемы, оценка профессиональных рисков необходима. С ее помощью возможно объективно взглянуть на условия труда сотрудников, сопоставить риски. При системном подходе, который предполагается, получится переосмыслить определенные критерии и снизить опасности. Тем самым работники получат возможность с меньшими рисками заниматься выполнением профессиональных обязанностей.
Как проводить ОПР
Вставая перед выбором, как провести ОПР, организация может выбрать один из трех вариантов: самостоятельно, с привлечением сторонней организации или с использованием средств механизации.
В первом случае назначаемому на должность проверяющего уровень охраны труда требуется пройти специализированные курсы, без них освоить даже базовые навыки не удастся. Также наверняка потребуются дополнительные затраты времени, так как сразу вникнуть в процесс получится вряд ли. К тому же есть определенный риск получить штраф при проверке, так как регламентированных норм по ряду вопросов нет, и оценка производится на основании предыдущего опыта. Поэтому в случае, когда организация небольшая, штатного сотрудника по охране труда нет, есть основание нанять стороннего сотрудника из специализированной организации.
Если было принято решение о найме сотрудника более квалифицированной в вопросах охраны труда организации, стоит сразу отметить некоторые важные моменты.
1. Составление договора между юридическими лицами. Это необходимый критерий, который гарантирует результат и получение назначенной суммы. В документе должны четко указываться документы и услуги, которые будут предоставлены.
2. Ценовая политика компании. Выбрать определенную компанию сложно, так как на современном рынке немало мошенников. Поэтому придерживаться стоит “золотой середины”, то есть продолжать сотрудничество с той фирмой, которая не завышает и намеренно не занижает цены на свои услуги.
3. Опыт сотрудников и их обучение. При найме профессионалов компания рассчитывает на соблюдение актуальных нормативных документов, регламентирующих данную область. Однако не лишним будет уточнить перед подписанием об опыте компании в вопросе, а также наличии обучения. Если нет ни первого, ни второго, рассчитывать на качественные услуги не стоит.
Также существует третий вариант, когда не самый квалифицированный работник, отправленный на курсы по обучению, назначается для оценки ОПР. Но для облегчения процесса для него устанавливается специальное программное обеспечение. Данный вариант подойдет, если опыт проработки подобной документации был получен ранее. В противном случае уменьшится только скорость составления отчета, а все остальные критерии все равно придется заполнять вручную, что невозможно без специфических навыков.
Кому нужна оценка
При составлении документации возникает вопрос целесообразности проведения оценки профессиональных рисков. Здесь определиться достаточно просто. Если у ИП нет наемных работников, у компании есть только директор, работающий дома, то подобная документация не нужна. Ведь в первую очередь ОПР необходим для понимания возможных рисков и убытков на выплаты сотрудникам, получившим травмы. Поэтому если в штате присутствует хотя бы одна единица или у фирмы есть специализированное помещение для работы, стоит задуматься над составлением документов.
Другой вопрос — заинтересованность в проведении проверок со стороны ГИТ. Если в компании мало людей, целесообразность штрафов весьма сомнительна. Ведь его необходимо обосновать, то есть провести комплексную оценку. При этом размер наложенных компенсаций невелик: от 50 до 80 тысяч на юридическое лицо и от 5 до 10 тысяч — на директора или ИП.
Как провести ОПР
Оценка может проводиться самостоятельно или для процесса можно привлечь сторонних сотрудников.
В первом случае процесс будет более трудоемким. Сначала назначается комиссия, состоящая из ответственных сотрудников. Вторым этапом производится сбор первоначальных данных для последующей оценки. Затем составляется соответствующий отчет, а на финальном этапе происходит разработка необходимых мероприятий для минимизации рисков или их полного исключения для некоторых рабочих мест.
В случае найма организации этапов всего два. Первый — выбор подходящей компании и заключение договора. Второй и завершающий — получение необходимого отчета. При этом в процессе можно контролировать сроки, но даже если этого не делать, заключенное соглашение вынудит сделать все в оговоренные сроки.
Какие документы необходимы
Стоит сразу отметить, что регламентированных форм документа по вопросам оценки профессиональных рисков нет, поэтому работодатель вправе самостоятельно разработать и утвердить тот вид, который его устроит. Но при проведении проверки ГИТ будет назначен список обязательных составляющих:
1. Договор с подрядной организацией или утвержденный список сотрудников для проведения оценки.
2. Выбранные методы оценки.
3. Точный список всех рабочих мест, для которых проводилась оценка с приложением индивидуальных карт опасных областей.
4. План по минимизации опасностей, в некоторых случаях разрабатывается для последующего внедрения.
В некоторых случаях, когда риски слишком велики, ГИТ может назначить повторное проведение проверки для понимания, меняются ли условия труда сотрудников.
Для проведения работ по оценке профессиональных рисков обратитесь к ближайшему партнёру центра сертификации «Линкс-АП». Со списком партнёров Вы можете ознакомиться на странице Контакты.